Александр ГОРБАЧЕВ, zvuki.ru, 20.04.2004,
оригинал лежит здесь
Конечно,
очень заманчиво было бы заявить, что "Воскресный концерт" - мероприятие
экспериментальное и неожиданное, только вот это не совсем правда. За последние
несколько лет все участники концерта успели переиграть друг с другом в
самых разных составах: Владимир Волков записывал совместные альбомы и
со Старостиным, и с Федоровым, последний, в свою очередь, включил в свой
альбом "Анабэна" один из распевов хора Сирин и запустил в прошлом году
проект Федоров-Котов-Старостин, ну и так далее. Короче говоря, "Воскресный
концерт" смотрелся не любопытной продюсерской причудой, а вполне закономерным
итогом совместной деятельности этих музыкантов, в каком-то смысле, акцией
по подытоживанию и осмыслению накопленного музыкального опыта.
В том, что вся эта компания выступала с совместной программой в Московском
Международном Доме Музыки, тоже нет ничего особенно удивительного - этот
зал далеко не столь консервативен, как другие академические московские
сцены, ну а потрясающая сцена и очень чистый звук пошли всему происходившему
исключительно на пользу. Странная история приключилась только с публикой
- несмотря на то что "Воскресный концерт" активно и благожелательно анонсировался
многочисленными СМИ, в зале были заметны многочисленные пустые места.
Дошло до того, что изрядное количество слушателей покинули концерт ещё
до его завершения, что смотрелось весьма странно и неприятно. Сразу вспомнился
январский концерт "Зимы не будет", когда часть публики, пришедшая в зал
Чайковского исключительно ради выступления Аукцыона, начала освистывать
и захлопывать длинное минималистичное фортепианное вступление к произведению
Владимира Мартынова "Листок из альбома". До такого на сей раз дело, к
счастью, не дошло, однако многие зрители явно не очень понимали, куда
они попали и что происходит на сцене.
А то, что происходило, напоминало не столько традиционный концерт, сколько
сложный музыкальный спектакль с хорошо продуманной драматургией, большим
количеством подтекстов и глубоким смыслом. Спектакль, темой которого было
- как можно было понять уже из названия мероприятия и времени его проведения
(через неделю после Пасхи) - вечное обновление жизни, уход в небытие и
возрождение в этом мире в новом обличье. Впрочем, это пафосное высказывание
настроению самого "Воскресного концерта" мало соответствует - никакой
помпезности в представлявшейся музыкантами программе (а это и вправду
была цельная программа, выработанная после полугода репетиций) не было.
Видимо, во многом потому, что форма выражения столь мощного содержания
была выбрана очень верно - так или иначе, все происходившее на сцене интерпретировало,
переосмысливало и давало новую жизнь фольклору и традиционной музыкальной
культуре: Сергей Старостин, поющий под авант-джазовый аккомпанемент ВолковТрио
всамделишные народные лирические песни, хор "Сирин", те же песни перемежающий
церковными распевами, Леонид Федоров с Волковом-Курашовым-Сладкевичем,
в своих композициях возрождающий и по-новому толкующий все те же вечные
темы и мелодии. Уже известные по многочисленным альбомам вещи - от "Якорей"
Федорова до аутентичных "На нашей деревне" и "Когда молод был" - звучали
в контексте всего концерта не то, чтобы совсем по-новому, но все-таки
несколько иначе, со смещенными акцентами.
Ссылаться в музыкальном репортаже на то, "как беден наш язык", - некоторый
моветон, но мне все-таки придется это сделать. Сколько ни рассуждай о
переосмыслении и обновлении традиционной музыкальной культуры, о новых-хорошо
забытых старых формах музыкального языка, о выстроенности композиции мероприятия
- настоящего, субъективного эффекта, который произвел "Воскресный концерт",
все равно не передашь. Потому что когда странный, страшный и до боли печальный
плач деревенской старушки по погибшему сыну, записанный на пленку и показанный
на висящем на сцене экране, сменяется завораживающей, мистической, невероятной
версией давно знакомой песни Федорова "Голова-нога" в сопровождении ВолковТрио
и Старостина, ощущение возникает почти физиологическое - мурашки по коже,
страх, ощущение ухода в нечто запредельное, и это толком не опишешь. И
толком не опишешь ту радость, которая появляется в конце концерта, во
время слаженного исполнения Пасхального гимна тремя хорами в сопровождении
все тех же музыкантов - радость, которая и вызывает нелепую улыбку на
лице на всем пути от концертного зала до дома. Оказывается, бывает и такое,
амбивалентность в действии - страх смерти и радость воскресения, древнерусские
хоровые распевы и песни Леонида Федорова, поминальный плач старушки из
вымирающей деревни и пасхальный гимн хора "Сирин", все вместе, в одном
круговороте-карнавале-празднестве.
Концерт длился более двух часов, и без не совсем удачных моментов, конечно,
не обошлось - отдельные хоровые номера получились несколько затянутыми,
а некоторые переходы между составами - не совсем логичными. Но это, по
большому счету, неважно, потому как рассматривать "Воскресный концерт"
по отдельным частям не стоит. Концерт в данном случае - это почти название
произведения, как у академических композиторов: для хора, джазового трио
и двух вокалистов. Получается, в каком-то смысле, обновление не только
традиционных тем и смыслов русской этнической музыки, но и возрождение
в совсем новом, причудливом качестве классической музыкальной формы -
с прологом, несколькими последовательно сменяющимися частями и торжественно-восторженном
завершением. Только вот, в отличие от традиционных концертов, партитуры
которых расписаны и отпечатаны, исполнение этого произведения было событием
единственным и уникальным. Поэтому зрителям оставалось только долго и
упорно вызывать на "бис" всех участников действа и надеяться на то, что
ещё раз увидеть подобное все-таки удастся.