САУНДТРЕК К ФИЛЬМУ "СВОИ"
(ПЦ 'Слово'. Релиз диска состоялся в январе.)
Алексей МАЖАЕВ,
Intermedia, Openmusic оригинал лежит здесь
Удивляет
нынешняя мода выпускать киномузыку отдельными аудиорелизами. Жанр вроде
бы совершенно прикладной, если речь не идет о молодежной комедии, в саундтрек
которой постарались напихать максимум свежих хитов. А когда выходят звуковые
дорожки, основанные на мутноватой фоновой музыке, случайному их слушателю
остается только надеяться, что в фильме данные звуки прозвучали к месту.
Лишенная картинки киномузыка, как правило, выглядит голо и неприкаянно.
Так бы, возможно, выглядел и саундтрек Святослава Курашова к 'Своим',
если бы Первая видеокомпания не догадалась сделать CD приложением к DVD
с фильмом Дмитрия Месхиева. Очень здравая идея: посмотрев фильм, потребитель
сумеет сразу же при желании переслушать понравившуюся ему музыку. Если
же он такой оригинал, что начал с аудиодиска, то просмотр картины поможет
ему проверить свои предположения, при каких обстоятельствах может быть
использована в сюжете та или иная тема.
Одним из подобных оригиналов стал ваш рецензент: сначала послушал музыку
к фильму. Она оказалась довольно красивой сама по себе. В записи приняли
участие Сергей Старостин, Сергей Щураков и другие известные музыканты.
Старостин подарил Курашову народную песню 'Речка' из своего архива. В
саундтреке нет разговоров, шорохов и щелчков, коими любят заполнять подобные
релизы за недостатком собственно музыкального материала. Нет здесь и смутного
эмбиентного фона: работа Курашова, конечно, предназначена подчеркивать
замыслы режиссера, но вместе с тем является прежде всего музыкой - с выраженной
мелодией и неким фольклорным флером. Зная приблизительно фабулу картины,
я был удивлен, что основным настроением саундтрека стало умиротворение.
Самым тревожным треком оказался 'Бой', а большинство прочих тем выражают
скорее неброскую красу родной природы, чем постоянное напряженное балансирование
на грани жизни и смерти - действие картины-то происходит в августе 1941-го
на оккупированной немцами территории.
Чтобы разгадать этот парадокс, очень кстати под рукой оказался диск с
фильмом.
Просмотр подтвердил зародившееся мнение, что Святослав Курашов создал
очень удачный саундтрек. Начальные титры фильма идут под уже знакомую
музыку, и в дальнейшем к услугам композитора режиссер Месхиев прибегает
в очень правильных местах. Музыки в картине не так уж много - хронометраж
саундтрека едва переваливает за полчаса. По фильму она разбросана порой
парадоксально - угадать, когда зазвучит та или иная тема, практически
невозможно, но как-то так оказывается, что звучат они почти всегда вовремя.
Композитор подчеркивает идею картины опосредованно, не в лоб - красивые
народные распевы звучат, когда в судьбе героев ничего еще не ясно, и музыка
не кажется такой уж умиротворяющей. Однако в конце концов сюжет и саундтрек
сходятся в общей точке. Спокойствие музыки отнюдь не обманчиво - фильм
заканчивается, в общем-то, хеппи-эндом: Старик (герой Богдана Ступки),
всю картину ведущий какую-то собственную войну, выходит из нее победителем.
Зрителю ясно, что судьба персонажей не будет очень счастливой, и у того
же Старика, работавшего у немцев старостой, очень мало шансов выжить.
Однако трагическое будущее остается за кадром. И композитор тоже не захотел
на него намекать.