В начало

САУНДТРЕК К ФИЛЬМУ "СВОИ"
(ПЦ 'Слово'. Релиз диска состоялся в январе.)

Алексей МАЖАЕВ,
Intermedia, Openmusic
оригинал лежит здесь

плакат к к/ф "Свои"Удивляет нынешняя мода выпускать киномузыку отдельными аудиорелизами. Жанр вроде бы совершенно прикладной, если речь не идет о молодежной комедии, в саундтрек которой постарались напихать максимум свежих хитов. А когда выходят звуковые дорожки, основанные на мутноватой фоновой музыке, случайному их слушателю остается только надеяться, что в фильме данные звуки прозвучали к месту. Лишенная картинки киномузыка, как правило, выглядит голо и неприкаянно. Так бы, возможно, выглядел и саундтрек Святослава Курашова к 'Своим', если бы Первая видеокомпания не догадалась сделать CD приложением к DVD с фильмом Дмитрия Месхиева. Очень здравая идея: посмотрев фильм, потребитель сумеет сразу же при желании переслушать понравившуюся ему музыку. Если же он такой оригинал, что начал с аудиодиска, то просмотр картины поможет ему проверить свои предположения, при каких обстоятельствах может быть использована в сюжете та или иная тема.
Одним из подобных оригиналов стал ваш рецензент: сначала послушал музыку к фильму. Она оказалась довольно красивой сама по себе. В записи приняли участие Сергей Старостин, Сергей Щураков и другие известные музыканты. Старостин подарил Курашову народную песню 'Речка' из своего архива. В саундтреке нет разговоров, шорохов и щелчков, коими любят заполнять подобные релизы за недостатком собственно музыкального материала. Нет здесь и смутного эмбиентного фона: работа Курашова, конечно, предназначена подчеркивать замыслы режиссера, но вместе с тем является прежде всего музыкой - с выраженной мелодией и неким фольклорным флером. Зная приблизительно фабулу картины, я был удивлен, что основным настроением саундтрека стало умиротворение. Самым тревожным треком оказался 'Бой', а большинство прочих тем выражают скорее неброскую красу родной природы, чем постоянное напряженное балансирование на грани жизни и смерти - действие картины-то происходит в августе 1941-го на оккупированной немцами территории.
Чтобы разгадать этот парадокс, очень кстати под рукой оказался диск с фильмом.
Просмотр подтвердил зародившееся мнение, что Святослав Курашов создал очень удачный саундтрек. Начальные титры фильма идут под уже знакомую музыку, и в дальнейшем к услугам композитора режиссер Месхиев прибегает в очень правильных местах. Музыки в картине не так уж много - хронометраж саундтрека едва переваливает за полчаса. По фильму она разбросана порой парадоксально - угадать, когда зазвучит та или иная тема, практически невозможно, но как-то так оказывается, что звучат они почти всегда вовремя. Композитор подчеркивает идею картины опосредованно, не в лоб - красивые народные распевы звучат, когда в судьбе героев ничего еще не ясно, и музыка не кажется такой уж умиротворяющей. Однако в конце концов сюжет и саундтрек сходятся в общей точке. Спокойствие музыки отнюдь не обманчиво - фильм заканчивается, в общем-то, хеппи-эндом: Старик (герой Богдана Ступки), всю картину ведущий какую-то собственную войну, выходит из нее победителем.
Зрителю ясно, что судьба персонажей не будет очень счастливой, и у того же Старика, работавшего у немцев старостой, очень мало шансов выжить. Однако трагическое будущее остается за кадром. И композитор тоже не захотел на него намекать.

Rambler's Top100