ФЕДОРОВ, ВОЛКОВ, КУРАШОВ:
НЕОПРЕДНАМЕРЕННАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ
(интервью газете "Сенатская площадь", №4,
октябрь 1999 г.)
Андрей КУДРЯШОВ
Поводом
для встречи с Леонидом Федоровым, Владимиром Волковым и Святославом Курашовым
стал предстоящий в октябре выход их совместного альбома. Музыкальные их
пути до сих пор были далеки от точки пересечения. Тем более интересно
узнать, что подвигло их к такому шагу, как им работается вместе, что они
думают о музыке вообще.
— Расскажите о том, как родилась идея проекта, как
вы начали работать над ним?
Владимир Волков: Начали случайно, закончили непреднамеренно.
Сначала встретились... смутное ощущение того, что можно что-то попробовать,
очень смутное. Потом прошло полгода, даже год прошел, когда первые вещи
свои записали. Это апрель прошлого года.
СвятославКурашов : Тогда ноябрь был. Было то ли
+3, то ли —3. Сидели в студии в шапках. Грелись у стеклянного радиатора...
— А какие-то внутренние предпосылки для такого союза
были?
В.В.: Вообще, трудно назвать это союзом, — что
такое союз? И предпосылки внутренние тоже очень странные. Скорее были
конкретные ощущения, что мы что-то можем попробовать вместе. И вместе
что-то поиграть, вот и все собственно.
С.К.: У меня никаких мыслей и предпосылок не
было.
Леня Федоров: Хотелось, конечно, поменять у себя
чего-то, и так совпало, что познакомились в это время с Володей и со Славой.
И, честно говоря, хочется продолжать.
— Легкое недоумение испытал я, узнав об этом альбоме.
Ну, с Волковым понятно: Волков и Пригов на одной площадке — в этом уже
было что-то экзотическое; а вот Леонид Федоров и Владимир Волков — как-то
тяжело представить без подготовки.
Л.Ф.: В том-то и дело, — кайфово, что не надо
ничего было придумывать. Никто ни о чем не договаривается. Совпали какие-то
вкусы, что, на мой взгляд, действительно — редкость.
— А ко времени знакомства с Волковым и Курашовым была
какая-то неудовлетворенность работой в "АукцЫоне"?
Л.Ф.: Ну да, хочется всегда чего-то другого,
нежели то, что есть. Это неправильно как-то и потом сколько можно? Приходится
ко многому менять отношение.
— К чему?
Л.Ф.: К песням тем же. Акценты смещаются в другую
сторону. С "АукцЫоном" все понятно уже: куда, как и что. А здесь не понятно,
если честно, куда и как.
В.В.: Понятно, что куда-то.
Л.Ф.: Куда-то, - да.
— Как вы все перезнакомились, где?
В.В.: В Нью-Йорке. В одном фестивале принимали
участие. До этого я "АукцЫон" ни разу не слышал. Представляешь, параллельно
в одном городе существовали, знали друг о друге, но не сталкивались.
— То что в последнее время возникают совместные выступления
и складываются в какую-то серию, есть ли в этом некая последовательность?
В.В.: Последовательности никакой нет, потому
что все это, в основном, разные истории — контакты, которые возникают
по причине желания того или иного музыканта. И это определяет следующие
проекты. В основном, это касается европейских музыкантов.
— Можно назвать ключевые точки соприкосновения с интересными
людьми, музыкантами, немузыкантами за последние три года?
В.В.: Прежде всего группа "Вершки да корешки",
которая по-прежнему играет и существует. Она возникла года четыре назад.
Там африканский певец, тувинский певец, пианист из Петербурга Алексей
Левин, который уже 10 лет живет в Голландии. И вот эта группа была основой,
вокруг которой и возникали другие музыканты, в основном, конечно, этнические:
с Мари Война, норвежской певицей, был тур с "Вершки да корешки", потом
появился индийский перкуссионист. То есть группа имеет основу, а состав
периодически меняется — мне такой вариант нравится.
— Что-то вроде "Поп-механики", в последнем составе
которой ты и играл...
В.В.: Это было место, которое давало возможность
поиграть вместе интересными музыкантами из разных городов. Нам это дало
еще один ракурс во взгляде на музыку.
— Этот принцип — пробовать играть с разными музыкантами
— сегодня важен для тебя. Что происходило в последнее время?
В.В.: Теперь "Волковтрио" — тоже очень классная
история, потому что постоянно возникают ситуации, когда можно сыграть
с другими музыкантами, например, с Саинхоо, певицей из Тувы. С Сергеем
Старостиным несколько концертов было, с Шилклопером, с Федоровым, вот.
— Уже были совместные концерты?
Л.Ф.: Да, здесь был один концерт и в
Москве три.
— А совместные выступления, с немузыкантами, кроме
Битова м Пригова, были какие-то?
В.В.: Был голландский модерновый данс-театр,
который поставил, как всегда, новую версию о Ромео и Джульетте. Одно из
самых сильных впечатлений — Мин Танака, один из основателей театра бутто
приезжал в Россию, был небольшой спектакль на полчаса. Раньше опыт с бутто,
уже был: с актерами театра "Дерево" мы что-то делали совместно — но это
было русское бутто, оно мне было понято, и тут когда я оказался рядом
с актером, движения которого были настолько минимальны и медленны... Но
в какой-то момент произошло совпадение звука и движения. Все стало ясно,
мы прекрасно понимали друг друга, мне так показалось, по крайней мере.
— А как опыт игры с разными людьми, постоянные какие-то
приглашения, они как-то помогают самой идентификации? Понятно, что все
эти люди видят в тебе какие-то качества, которые могут позволить сотрудничать...
В.В.: В музыке происходит идентификация совместного.
То есть то, что звучит, должно находиться в едином поле, если кто-то из
него выпадает, то это и есть самоидентификация. Когда я начинаю ощущать
время вне музыки, когда начинаю думать о чем-то, что-то анализировать,
это значит, что не состоялось. Причина не имеет значения. То ли из-за
тебя, то ли из-за чего-то,- что тебя не устраивает в этой группе...
— Всегда, когда возникает очередной проект, есть какое-то
предощущение. Люди, которые тебя приглашают, видят в тебе то, что позволит
вместе работать.
В.В.: Я думаю, что ощущения у всех одинаковы.
От меня ждут, чтобы я помог этому процессу осуществиться, — вот и все.
— То есть это качество, способность чувствовать Другого?
В.В.: Я думаю, да. Как это было с тем же Битовым.
— Леня, а у тебя есть в этом коллективе ощущение той
же полной включенности, больше ни о чем не думаешь?
Л.Ф.: Ну да, конечно, единение возникает, потом
как бы происходит такая "отключка", я даже не знаю, как определить. Не
думаешь уж точно.
— Любопытно, что может быть специфически "аукцыоновского"
в этом альбоме?
Л.Ф.: Нет, это не "аукцыоновская" музыка, то
есть она другая. Не знаю, для меня лично она другая.
— То есть возможно отказаться от того, что делалось
раньше?
Л.Ф.: Безусловно, это действительно так. За 10
лет у меня сложился какой-то определенный ритм и что-то "клинит".
В.В.: И те тексты, которые пишет Дима Озерский,
они немножко другие.
Л.Ф.: То есть тем песен нет. Я бы даже
сказал, что выстраиваются некие эмоциональные уродцы.
— А он пишет в процессе работы? То есть, он включен
в это поле?
Л.Ф.: И так, и так. У этих текстов нет темы.
И они являются продолжением музыки.
— Леня, каковы твой ощущения: опыт работы с Волковым
и Курашовым подвигнет, скорее, к собственному развитию, налаживанию творческих
связей между кем-то еще или приведет к внутренним переделкам в самом "АукцЫоне"?
Л.Ф.: Не знаю. Что сейчас загадывать.
— Что интересного сегодня происходит в музыке? По
большому счету? Каковы основные тенденции?
С.К.: Стало возможным смешивать что угодно с чем
угодно. Законы вообще ушли куда-то.
В.В.: Хотя остается много очень хороших композиторов.
Тот же Арве Пярт в конце XX века пишет духовную музыку.
С.К.: Радует, что нет законов, законов как ограничений.
Сейчас возможно все? Мода сейчас умерла, и это радует, потому что раньше
это очень раздражало.
— Как вы восприняли известие о том, что в Петербурге
появится памятник работы Зураба Церетели?
С.К.: Я лично против Церетели ничего не имею. Но
пусть он своих монстров ставит в предназначенных для них местах. Где-нибудь
возле станции метро "Пионерская", или в Шувалове. Но только не в центре
города, ведь убрать их оттуда будет уже нелегко.
Прим. вебм.: В тексте оригинальной публикации
Слава Курашов ошибочно именуется полным именем "Вячеслав" вместо
настоящего "Святослав", соответственно и его инициалы даны как
"В.К." вместо "С.К.". Я дал себе вольность исправить
это недоразумение при размещении текста на сайте.
Спасибо Ольге за любезно предоставленный материал - Mux.
|