ВАПИРОВ-КУЗНЕЦОВ-ВОЛКОВ-ТАРАСОВ:
КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР "ДОМ", 23.4.06
Анна ФИЛИПЬЕВА, Кирилл МОШКОВ, "Полный джаз",
№ 15-16, май 2006 г. оригинал лежит здесь
23
апреля в культурном центре ДОМ завершался Фестиваль Современной Культуры,
он же - Фестиваль Сергея Курехина [...]. Последний день обещал выступление
едва ли не самой представительной сборной постсоветского джазового авангарда,
какую возможно было собрать в квартетном формате: Анатолий Вапиров - Юрий
Кузнецов - Владимир Волков - Владимир Тарасов.
Уже одно перечисление этих имен звучит как список Зала Славы Советского
Авангарда.
Анатолий Вапиров родился в Бердянске (Украина) в 1947 г. В 1971 г. он
закончил Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова по классу
кларнета, а в 1977-м - аспирантуру по классу саксофона; с 1976 по 1982
годы Анатолий преподавал в своей alma mater классический и джазовый саксофон,
вел джазовый биг-бэнд и факультатив по джазовой импровизации.
Джазовая биография Вапирова началась еще в 60-е, а в 1976-м он дебютировал
в грамзаписи - вышедшей на "Мелодии" пластинкой "Ленинградский джаз-ансамбль
Анатолия Вапирова". Впрочем, подлинную всесоюзную известность ему принесла
программа "Славянская мистерия" (1977) - монументальное сочинение вполне
академического размаха и практически симфонического звучания, да еще и
густо замешанное на славянском музыкальном фольклоре, что было для советского
джаза решительно в новинку. Причем, что уж решительно невероятно для советского
джаза 1970-х - в "Мистерии" играл американский барабанщик Дэниел Мартин,
на обложке компромиссно указанный как Д.Мартин!
В начале 80-х альбомы (тогда еще виниловые) Вапирова начали выходить на
британском лейбле Leo Records, основанном советским эмигрантом Лео Фейгиным.
Два из них, 1983 ("Sentenced To Silence") и 1984 ("Invocations"), с добавлением
интересного материала тех же лет были переизданы в 2002 г. московским
лейблом SoLyd Records в виде двойного CD под названием "Забытый ритуал"
- там в составе ансамбля Анатолия Вапирова играл, помимо множества звезд
советской новоджазовой сцены, Сергей Курехин (фортепиано), который, кстати,
именно у Вапирова и дебютировал на большой джазовой сцене в 1978 г.
В 1980-х Вапиров переехал на родину своих предков - в Болгарию - и поселился
в Варне. С 1992 г. он - артистический директор джазового фестиваля, проходящего
Варне в составе мультижанрового фестваля "Варненско лято" на рубеже июля
и августа каждого года.
Владимир Тарасов на нынешней новоджазовой карте представляет Литву, хотя
родился он в Архангельске. В конце 60-х в Вильнюсе родился его дуэт с
пианистом Вячеславом Ганелиным, а в 1971-м в Свердловске (ныне Екатеринбург)
они встретили саксофониста Владимира Чекасина, завершив тем самым формированием
"Трио Ганелина", оно же ГТЧ ("Ганелин - Тарасов - Чекасин"), одного их
самых влиятельных советских новоджазовых коллективов 1970-80-х гг., просуществовавшего
16 лет, выпустившего на советской рекорд-монополии "Мелодия" целый ряд
классических ныне авангардных новоимпровизационных работ, первым из советских
новоджазовых ансамблей посетившего США (где их гастроли произвели крайне
противоречивое, буквально оглушительное впечатление)... После распада
Трио в 1987 г. и эмиграции Ганелина в Израиль Чекасин в Вильнюсе продолжал
преподавание импровизации (точнее, в его терминах, "оперативной композиции"),
воспитывая новые поколения литовских джазменов, а Тарасов продолжил начатую
им еще в советские времена линию сольных перкуссионных хэппенингов (часть
которых была зафиксирована и в студийной форме, положив начало его обширной
сольной дискографии, ныне изданной в виде "собрания сочинений" - см. рублику
"Новые альбомы"). Он много занимается работой на "стыке искусств" (звуковыми
инсталляциями, сотрудничеством с современными художниками и т.п.), но
его появление в импровизационных ансамблях до сих пор - знак высочайшего
качества затеянного предприятия.
Владимир Волков тоже около полутора десятилетий был участником одного
из лучших советских новоджазовых образований - дуэта с трубачом Славой
Гайворонским, уже в наши дни получившего наименование "Тихого дуэта".
Ленинградский дуэт, как и вильнюсское трио, объездил весь мир - и разошелся
в 90-е, чтобы время от времени возникать на сценах разных городов уже
в новом столетии. Волков работал и работает в огромном количестве коллективов
самой разной направленности - от собственного авант-рокового "Волковтрио"
и международной этно-джазовой группы VeDaKi (бывшие "Вершки-да-Корешки")
до трио с валторнистом Аркадием Шилклопером и мастером русского фольклорного
пения Сергея Старостина и еще одного выдающегося трио - с пианистом Андреем
Кондаковым и трубачом Гайворонским, а его дуэты с такими мастерами новой
импровизационной музыки, как Нед Ротенберг, Кадзутоки Умэдзу и Дэйв Мюррей,
стоят в ряду лучших дуэтных концертных работ в новом джазе.
Наконец, Юрий Кузнецов - не только арт-директор "Одесского джаз-карнавала"
и начальник отдела культуры администрации Одесской области, но и выдающийся
новоджазовый пианист, мастер сольной спонтанной импровизации и чуткий
ансамблевый партнер, игравший в разных составах и с Вапировым, и с Волковым,
и с множеством других первоклассных музыкантов.
Послужные списки музыкантов говорят сами за себя, не правда ли? Концерт
оказался вполне достойным этих списков.
Описывать свободное спонтанное музицирование квартета совсем непросто,
да и вряд ли нужно. В данном случае скорее важно, какие эмоциональные
задачи ставили перед собой музыканты, чем какими средствами они этих целей
достигали. Концерт открыли зловещие раскаты барабанов Тарасова. Отдаленная
угроза, постепенно нарастающая и приближающаяся - так интерпретировали
этот зачин Юрий Кузнецов и Владимир Волков. Вапиров накладывает печально-тревожную
тему на тенор-саксофоне. Внезапно происходит слом, кризис - рубато (рубленое,
отрывистое изложение мелодии) превращается в своего рода фри-боп, безбашенный,
невероятно энергетичный поток звуков. Первая кульминация - впечатляющая
дуэль Волкова с Тарасовым, причем барабанщик из всей своей "кухни" оперирует
только хай-хэтом, педальной тарелкой. Зрелище - и звучание! - очень азартное.
Азарт разжигает Юрий Кузнецов, набросав в общий звуковой котел диссонансных
кластерных аккордов. И снова - рубатная тема у Вапирова, раскаты грома,
фрагменты узнаваемых ритмов звучат краткими эпизодами и очень быстро обрастают
подробностями и рассыпаются на составляющие. Эпизоды эмоционального накала
рвут публику буквально "на тряпки".
Со второй пьесы начинается влияние Балкан - все-таки сегодня это квартет
Вапирова, а Вапиров, как мы уже знаем, уже три десятилетия внимательно
исследует славянскую мелодику, да и жизнь в Болгарии, с ее сумасшедшими
нечетными ритмами, не может не наложить на музыканта отпечаток. Как назвать
то, как интерпретирует эту мелодику квартет? Фри-чардаш? Фри-клезмер?
Или все-таки фри-хоро, учитывая болгарскую специфику? Вапиров играет не
на тенор-саксофоне, а на сопрано, на котором у него настолько же плотный
и красивый звук, насколько плотен и красив звук его тенора. Волков играет
смычком. Унисонные глиссандо с контрабаса с саксофоном запоминаются сильнее
всего.
Третий номер - баллада, снова с узнаваемо славянскими элементами в мелодике.
Соло Волкова - одно их самых лиричных за вечер и, как всегда, очень изобретательное
(Волков вообще славится невероятным разнообразием звукоизвлечения). Контрабас
поет.
Контрабас с саксофоном оказались главными персонажами драматургии и в
следующей пьесе: перестуки, пошлепывания, экстремальные щелчки и шлепки
Волкова вдруг обрастают мелодией, из которой выясняется, что на самом
деле это какая-то веселенькая песенка - то ли народная, то ли детская,
то ли, скорее, народная детская.
По мере приближения к финалу все более важной становится роль барабанов,
отошедших было - вместе с фортепиано - в область скорее поддержки, нежели
высказывания-самовыражения: крадущиеся трели Тарасова мохнатыми колотушками
пересекаются с настороженно-размеренными полиаккордами Кузнецова. Продолжительное
развитие финальной пьесы приводит в громогласный фри-джаз с танцами Волкова
вокруг контрабаса, в тему на мажорных попевках - опять сродни народной
музыке - очень характерную для Вапирова.
При чтении этих описаний следует все время делать поправку на богатый
эмоциональный фон. Перед нами не просто четыре выдающихся инструменталиста
- перед нами четыре умудренных жизнью мастера, которым есть что рассказать
друг другу в музыке, есть чем поделиться со слушателем, которые совершенно
не боятся и не стесняются ни изливать свои эмоциональные истории друг
другу, ни сообщать свои эмоции аудитории, и у которых при этом нет никаких
технических проблем облечь эти эмоции в такие музыкальные формы, к которым
их приводит не только собственная авторская воля, но и логика их музыкального
диалога, сам ход их звуковой беседы, увлекающей и захватывающей публику
до такой степени, что финал выхывает настоящую овацию в битком набитом
ДОМе. Бис - Вапиров берет в руки сопрано-саксофон. Снова веселенькая тема
- отголоски классического этюда... изощрения колоссального опыта... истории,
много раз рассказанные, но не перестающие трогать...
Конец.
Пожалуй, один из самых ярких, самых мощных новоджазовых концертов сезона.
Сами себе завидуем, что слышали!