![]() |
ВЛАДИМИР ВОЛКОВ - МУЗЫКАНТ ВСЕХ МУЗЫКАлександр КАН
Так Владимир Волков, известный петербургский контрабасист - традиционно считающийся джазовым, но давно уже вышедший из привычных рамок джазовых стилей - пытался ответить на мой вопрос о том, считает ли он себя джазовым музыкантом. Я впервые увидел и услышал Волкова 25 лет назад, поздней осенью 1978 года, когда он, тогда еще 18-летний студент музыкального училища им Римского-Корсакова при Ленинградской консерватории, появился в составе квинтета Игоря Бутмана на сцене ленинградского джаз-клуба "Квадрат". Квинтет этот произвел фурор, да и сегодня, по меньшей мере, двое его участников: Игорь Бутман и герой нашего сегодняшнего рассказа Владимир Волков - подлинные звезды отечественного джаза, хотя и пошли в своей музыке совершенно разными путями. Контрабас - инструмент традиционно аккомпанирующий, голос его тихий, незаметный, обычно заглушаемый более звучными собратьями из струнной группы, или же духовыми, или же человеческим голосом. Даже Волков - безусловный виртуоз - даже в тех группах, где он лидер, не стремится блистать выразительными соло и подчиняет инструментальную технику ансамблевому звучанию. После работы с квинтетом Игоря Бутмана и в ансамбле саксофониста Михаила Костюшкина Волков уже в 1979 году стал работать в дуэте с трубачом и композитором Вячеславом Гайворонским. "Мы познакомились на репетиции у Анатолия Вапирова, был Сергей Курехин, но со Славой каким-то образом вдруг мы сошлись. Человек просто из другого мира, человек из ниоткуда или человек отовсюду. Он настолько выделялся как личность и как музыкант, что на меня произвел просто неотвратимое впечатление, и шансов не играть с ним не было. Он очень и очень дал мне, в первую очередь в теоретическом смысле, в отношении к музыке, к приоритетам музыкальным. Очень много было во вкусовом отношении вещей, которые мне были непонятны, благодаря Славе я узнал, что, почему, откуда, узнал очень многое. Помимо того, что я учился в консерватории и многое узнавал там, знания, которые мне давал Слава, были совершенно иными, они входили по-другому и направляли по-другому". На протяжении долгих 15 лет дуэт с Гайворонским был главной формой музыкального существования Владимира Волкова, но постепенно, еще работая с Гайворонским, он стал погружаться в совершенно иную музыку - барокко, причем играл не только на контрабасе, но и на старинной виоле-да-гамба. "В музыку барокко я пришел благодаря Геннадию Гольштейну [Известный ленинградский джазовый музыкант - АК]. Гольштейн в то время уже несколько лет как не играл джаз, не играл на саксофоне, а играл в группе Pro Anima, которая была очень популярна в мои студенческие годы в Петербурге. Я слушал много эту группу, и она мне очень нравилась, и вообще мне эта музыка очень нравилась. Сам пример Гольштейна, в прошлом джазового музыканта, игравшего когда-то на саксофоне, а потом вдруг перешедшего в эту музыку, тоже на меня подействовал. К тому же я увидел, как он играет на виоле, и мне тоже захотелось. Мастер сделал мне инструмент. Мастер, который никогда раньше таких инструментов не делал, но он влюбился в инструмент, и силой своей любви сделал несколько виол, одна из которых и досталась мне. А музыка потрясающая, так называемый аутентичный стиль, многое о нем уже сказано. Благодаря тому, что эта музыка изучалась заново, читались какие-то трактаты, причем не только музыкальные, но и философские, изучались инструменты, появился как бы лифт: садишься в этот лифт, и едешь в то время. Машина времени. И это завораживает, конечно". В 90-е годы Волков стал одним из самых востребованных российских джазовых музыкантов. Он играл в многочисленных, самых разных составах на самых разных фестивалях и обрел прочную европейскую репутацию. Репутация эта, однако, была репутацией крепкого профессионала, но не лидера. И вдруг году в примерно 97-м на афишах питерских и московских клубов появляется имя "Волков-трио". Что же именно - вдруг проснувшиеся амбиции лидера или же стремление проявить некую свою музыку, которую в чужих составах играть не удавалось, заставило придумать свой собственный проект? "Второе ближе, но я не придумывал этот проект, да и название группы случайно. Познакомились мы со Славой Курашовым на записи музыки к фильму "Над темной водой" Дмитрия Месхиева. Музыку к фильму писал Курехин, и там все перезнакомились. Потом появился барабанщик Денис Сладкевич, которого Слава знал до этого, и мы просто попробовали что-то сыграть. Потом на одном из больших сборных концертов нас попросили сыграть трио и, когда мы пришли на концерт, я увидел афишу, на которой было написано "Волков-трио". Так и пошло. Собственно, я не считаю себя там лидером, но какие-то музыкальные идеи, которые раньше ни в каких проектах не осуществлялись, здесь стали каким-то образом через звуки появляться. Они шли все-таки скорее от того, что мы играем вместе, от состояния, которого не было раньше и которое в этом составе появилось. И Курашов, и Сладкевич играли много рок-музыки, музыки инди, я же такой музыки не играл. Видимо, благодаря этому почему-то что-то вдруг пошло, пошло, и какая-то энергия вдруг появилась совместная, и все стало куда-то продвигаться. Потом нас услышал питерский меценат Ринат Ахметчин, и с его помощью мы записали первый альбом". На альбоме "Фрагменты" к "Волков-трио" (Владимир Волков - контрабас, Святослав Курашов - гитара, Денис Сладкевич - барабаны) присоединился валторнист Аркадий Шилклопер. Присутствие гостя в составе группы не только не редкость, но и, наоборот, норма. Самый частый и самый любимый, пожалуй, в последнее время гость - партнер Аркадия Шилклопера по "Московскому Художественному трио" знаток и исполнитель русского фольклора вокалист Сергей Старостин. "Старостина впервые я услышал в Moscow Art Trio, когда мы вместе - мы с Гайворонским и они - оказались в одном европейском турне. Потом каким-то образом мы сыграли трио с Шилклопером и Старостиным. К тому же я и сам еще в консерватории ездил в фольклорные экспедиции, так что мой поворот к фольклору не был не случайностью, не потому, что есть фольклорный человек, и я с ним играю. С этой музыкой я был связан сам". Наряду со Старостиным с "Волков-трио" теперь постоянно выступает и записывается музыкант из, казалось бы, иной эстетической и музыкальной среды - лидер рок-группы "АукцЫон" Леонид Федоров. "Леня что-то нам наиграл, и это что-то мы записали. Это, собственно, была первая песня из альбома "Зимы не будет". Рок здесь вообще ни причем, Федоров в этой записи, я считаю, работал в лучших традициях фри-джазовых музыкантов. Не было такого момента, чтобы он говорил: "Вот вам моя песня, сейчас я ее спою, ты играй это, а ты это". Непонятно, что откуда выходило, иногда кто-то начинал играть, и это обрастало звуками, а песня появлялась позже. Все было на одном дыхании". На московской фирме SoLyd Records только что вышел альбом Jet Leg или по-русски "Время вперед" - никогда ранее не публиковавшиеся записи дуэта Владимира Волкова и Сергея Курехина. Это одна из последних записей Курехина, сделанная зимой 1996 года буквально за несколько месяцев до его болезни и смерти. |
|